ПРАКТИКА

Краткий гид по виртуальной реальности для fashion-индустрии

Существующие VR-механики и способы реализации
Виртуальная реальность обросла мифами и легендами, как ремонт праворульных автомобилей в Санкт-Петербурге. При этом SuperData говорит об экспоненциальном росте продаж VR-гарнитур, а ARInsider обещает 1,73 млрд. активных пользователей XR-технологий к 2024 году.

Что можно сделать

На данный момент существует несколько различных VR-механик:
  • 1
    Сферы и видео 360°
    Самый простой по всем параметрам способ показать любые пространства в виртуальной реальности – магазин, галерею или окружающую среду. На сферу натягивается панорамное изображение или видео. Можно заложить точки перемещения по маршруту из сферы в сферу.
  • 2
    VR-выставки и шоурумы
    Объемное пространство вокруг пользователя со свободным перемещением или в упрощенном варианте – с перемещением по поинтам. Так нагляднее всего реализовать различные шоурумы, выставки, показ коллекций на другой планете и пр., где человек может походить, посмотреть, изучить, погрузиться в бренд.
  • 3
    VR-игры
    Можно создавать самостоятельно или объединять с VR-показами, выставками и шоурумами. Отличаются не только погружением, но и более высокой вовлеченностью в процесс. В завимимости от сценария пользователь может больше взаимодействовать с объектами и окружением и/ или влиять на сюжет.
  • 4
    Локации в VR-метавселенных
    Комнаты, острова, участки в соцсетях нового поколения, которые выросли из песочниц, коллаборативных и игровых платформ. Можно объединять с VR-показами, выставками, шоурумами и играми. Отличительной особенностью является социальное взаимодействие и возможность формировать комьюнити в новой среде.
  • 5
    VR-трансляции
    Пока набирают популярность на спортивных мероприятиях. С трепетом ждем момента, когда кроме впечатляющей красоты подиумных шоу можно будет рассмотреть со всех ракурсов, где платья держатся на скотче, или туфли на 3 размера меньше оставляют кровавые мозоли на пятках моделей.
    Но уже сейчас есть интересный кейс Fashion Innovation Agency и Yahoo Creative Studios по съемке рекламного кампейна в VR для бренда EBIT (Enjoy Being in Transition). Модель в костюме захвата движения Xsens и образе аватара EBIT™ [E019] 90% снималась на виртуальных локациях в режиме реального времени. Съемочная группа при этом была в VR-гарнитурах и выстраивала работу друг с другом, находясь в разных уголках планеты.
Как это реализуется
Рассмотрим несколько способов с их особенностями и возможностями.
Скачать и протестировать
версию под Android с кардбордом.
Подробнее о проекте.
Скачать и протестировать версию
под Windows для Oculus Quest 2
(рендер на компьютере, рекомендуем
использовать Oculus Link)*
  • Собственнное мобильное приложение
    Мобильный VR на смартфоне пользователя, который можно просматривать с помощью кардборда и других бюджетных аналогов, рассчитан на массового зрителя. То есть человек пришел, например, на выставку или показ, ему в качестве промо выдали брендированный кардборд, он скачал по QR-коду приложение с VR-шоурумом, и может продолжить свой пользовательский опыт уже в VR-пространстве в любой точке планеты.
    Мобильные VR-приложения разрабатываются с помощью игровых движков, например, Unity, где можно сразу создавать проект для двух платформ ARCore (Android) и ARKit (iOS). Ограничение по объему размещаемого контента, mobile quality шейдеры, минимальный набор текстурных карт, низкополигональные модели.
  • Собственнное приложение
    Здесь можно развернуть самый масштабный и полноценный на данный момент экспириенс c VR-гарнитурами. Пользователь может скачать приложение себе и наслаждаться в любое время.
    Также по нашему опыту физических недель моды и по примеру азиатских ритейлеров можно установить демо-устройство или оборудовать игровую зону в физическом пространстве бренда, магазине или на выставке.
    Кроме вау-эффекта для целевой аудитории B2C и создания инфоповодов в СМИ подобная практика применяется в том числе в сегменте B2B, чтобы иммерсивно познакомить продактов, размещающих заказы на производстве, и байеров с коллекцией.
    Для разработки чаще всего используются игровые движки Unity и Unreal Engine.
  • VR-соцсети
    Каждую неделю в нашем реальном мире анонсируется проект новой метавселенной. Уже есть VR-поддержка на действующих площадках, где мы можем создавать свои пространства – Spatial, AltspaceVR, VRChat и т.д., альфа-релиз в Decentraland, также со дня на день ожидается Roblox для Oculus Quest 2.
    Возможности, среда разработки и требования отличаются для каждой площадки, но пока действует единый принцип по жесткому ограничению объема размещаемого контента и оптимизации «с учетом передовых методов моделирования, текстурирования объекта и минимизации количества полигонов» (цитата из документации Roblox).
    Ранее мы делали практический обзор некоторых метавселенных. Также можно посмотреть статью с техническими требованиями по проектированию game ready одежды.
  • Сторонние площадки
    Для тех же сфер 360° существуют сервисы, с которыми справится каждый. Например, для первого старта рекомендую площадку Kuula. Есть бесплатный вариант, предполагающий 100 посещений в месяц.
    Можно снять панораму физического пространства на смартфон и за полчаса настроить виртуальный тур по вашему магазину. Также в качестве основы можно создать любую локацию и сделать панорамный рендер на сферическую камеру в 3D-редакторе.
  • Web VR
    VR-экспириенс в браузере, не требуется скачивать приложение, интеграция с собственным сайтом (дополнительно может требоваться аренда стороннего сервера для размещения). Также действует существенное ограничение по объему и графике размещаемого контента.
Дизайнеры, чья цифровая одежда представлена на VR-локациях в этой статье**:
Люба @LR.3dart
Екатерина @soficor3d (также разработка аватара для билборда-голограммы)
Светлана @smirnova_digital
Настя @eyenastya
Майя @mayka.design
Ирина @digital_odyag
Малика @clo_mali
Татьяна @tanich_3d
Анна @kreamonz
Ната @3dfdesigner
Мария @maria_dmytrennko
Ирина @dfd_360
Оксана @clo3d_oksi
Лиза @llizamono
Тата @tatayo_3d
Варвара @korzunina_varvara
Саша @sasha_meta_elf
** Instagram – продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России