ПРАКТИКА

Метавселенные для fashion брендов

Куда пойти, что там делать и сколько это стоит
Зачем fashion брендам все это, можно посмотреть здесь.
Вариантов много, я выбрала некоторые метавселенные, которые доступны на российском рынке, обладают достаточной целевой аудиторией, своей атмосферой, и где мы, простые смертные, можем создавать свои локации и игры, показывать работы, организовывать объемные шоурумы и выставки.

Roblox

Это одна из самых густонаселенных метавселенных с играми, квестами и своей атмосферой. Gucci громко зашли сюда в числе первых fashion брендов в мае 2021-го, когда создавали Gucci Garden – цифровую версию физической выставки во Флоренции, приуроченной к 100-летию бренда. Затем они активно обустраивали постоянную резиденцию Gucci Town (фотографии можно посмотреть в галерее).
Но не Gucci единым. Бренды, близкие к народу, тоже заселили Roblox, и сейчас проще сказать, кого там нет))
  • Кроссплатформенное приложение (десктоп, мобильные версии для iOS и Android, Xbox, VR под Oculus, также в перспективе планируется выпуск на консолях PS4 и PS5).
  • Два типа аватаров – классические R6 и более антропоморфные R15, кастомизируются по параметрам и внешнему виду, есть маркетплейс «запасных» частей и аватаров.
  • Добавление друзей, формирование комьюнити. Создание группы платное – 100 Robux.
  • Среда разработки мира – Roblox Studio (язык программирования Lua).
  • Самый играбельный метаверс, при желании можно полноценный MMORPG разработать.
  • Есть маркетплейс для пользователей и разработчиков.
  • Комиссия за размещение контента.
    Размещение 3D-одежды (layered clothing) и аксессуаров в каталоге – 750 Robux (R$) за единицу, доход от продажи 30%. Сейчас в 2024 году также необходимо наличие премиум-аккаунта.
    За классическую для Roblox 2D-одежду – 10 Robux, доход от продажи 70%. Классические 2D-футболки не требуют оплаты при загрузке, вы платите 10 Robux при первой продаже.
    Конвертация внутриигровой валюты 400 R$ = 4.95 $.
  • Для первого размещения 3D-одежды на маркетплейсе необходимо зафиксировать все этапы разработки в фото- и видео-формате, предоставить файлы с одеждой и подать заявку на получение статуса креатора. Заявки одобряют пару раз в год.
  • Размещение игр, локаций бесплатно.
  • Единовременное присутствие на локации до 100 человек, с поддержкой голосового чата – до 50 человек. Чтобы пользоваться голосовым чатом необходимо подтвердить свой возраст 18+.
В прошлом году для форума BEINOPEN мы (Tomorrow's render Team), институт развития индустрии моды BEINOPEN, университет Промтехдизайна при поддержке VK организовали в Roblox интерактивный шоурум с примеркой 3D-одежды для 18 российских fashion-брендов – BEINOPEN Dreams.

Spatial

Пространство, ставшее родным еще со времен, когда это была просто комната для совещаний с коллегами. Сейчас площадка активно развивается, новые фичи выходят каждый месяц. В этом году примкнули к Decentraland для совместного проведения Digital Fashion Week. Брендов сейчас там тоже не пересчитать.
В режиме no code отлично подходит для быстрого старта и/ или первого опыта создания миров в метавселенных.
C декабря 2022 появилась продвинутая версия для разработчиков – SDK Creator Toolkit в Unity, что позволяет добавлять мирам интерактив, некоторое взаимодействие и интересный визуал со спецэффектами.
  • Кроссплатформенное приложение (мобильные версии для Android и iOS, web, Oculus).
  • Аватары из Ready Player Me, раньше генерировались на основе фото пользователей и теперь есть гибридные аватары с головами на основе фотографий и телом из Ready Player Me. В версии для разработчиков можно добавлять кастомных аватаров.
  • 11 готовых темплейтов и пустой шаблон, которые можно кастомизировать, чтобы провести там выставку, организовать шоурум или презентацию новой коллекции. В режиме no code – простая интуитивная загрузка контента (3D, фото, видео, документы). Не сложнее, чем постить в соцсетях.
    Можно поделиться экраном для трансляции в метавселенную.
  • Есть SDK для разработчиков на Unity, который открывает гораздо больше возможностей для миров, в т.ч. создание квестов, взаимодействие с кнопкой, управляемый транспорт, примерку аватаров и т.д., постпроцессинг и визуальные эффекты.
  • В Spatial есть собственная экономика, маркетплейс для авторов, также можно выставлять свои NFT активы.
  • Размещение локаций бесплатно.
  • Бесплатно поддерживается единовременное присутствие до 50 человек с голосовым чатом.
  • Допускается размещение на локации внешних ссылок на ресурсы и сайты. Также наоборот, на свой сайт можно интегрировать интерактивный виджет с локацией из Spatial.
В прошлом году подшефный fashion tech бренд 蓝蚂蚁 решился перенести конференц-зал из AltspaceVR в Spatial. В свете пользовательских нововведений на локациях мы добавили больше интерактива.
Запуск локации этапами – это обдуманная стратегия для бренда, которая дает быстрый старт проекта (например, в первую очередь можно выпустить красивую информационную зону), поддержание интереса пользователей из-за систематичного введения новых объектов и сторителлинг, конечно.

Zepeto

Достаточно дружелюбный для разработчиков южнокорейский метаверс. В силу менталитета большой уклон контента на создание визуально привлекательной одежды различных ценовых сегментов. Конечно же поэтому Gucci и Ralph Lauren там прочно обосновались.
Zara первый раз зашла в Zepeto в коллабе с Ader Error, потом выпустила собственную коллекцию Lime Glam в поддержку своей физической одежды и все еще не останавливается. На маркетплейсе отлично продается одежда для аватаров в стиле casual и trendy.
  • Мобильное приложение (iOS и Android, в перспективе планируется Oculus).
  • Аватары настраиваются, можно кастомизировать, продавать одежду.
  • Запись мобильного видео и проведение трансляций от лица своего аватара.
  • Добавление друзей, формирование комьюнити.
  • Среда разработки мира – собственное приложение Build It со стандартными блоками, для свободы творчества – Unity + SDK ZEPETO World. Можно делать игры и другой интерактив.
  • Есть маркетплейс.
  • Плавающая комиссия за продажу контента. Так же есть ставка удержания налога с расплывчатым интервалом от 3.3% до 22% в зависимости от местонахождения и дохода автора.
  • Размещение мира и контента бесплатно.
  • Единовременное присутствие на локации до 24 человек.

Decentraland

Web 3.0, и точка. Самая хайповая площадка 2021-2022, начиная с космических цифр сделок по продаже виртуальной земли, заканчивая проведением масштабной Metaverse Fashion Week в марте 2022-го года. Сейчас хайп подутих вместе с числом активных пользователей. В 2023-ем тоже провели Metaverse Fashion Week, второй площадкой стал Spatial. В 2024-ом хотят развивать комьюнити креаторов.
  • Криптоплощадка, функционирует на блокчейне.
  • Планируется, как кроссплатформенное приложение (сейчас существует web-версия и десктопная под Windows).
  • Открытый мир.
  • Размещение игр и локаций возможно при наличии земли. Стоимость участков начинается от 1 200 $ в эквиваленте внутриигровой валюты MANA. Помимо прямой покупки можно подобрать и арендовать участочек всего от 1 MANA в сутки (курс MANA на Binance).
  • Аватары настраиваются, можно кастомизировать, создавать и продавать носимые устройства.
  • Есть маркетплейс.
  • Добавление друзей, формирование комьюнити.
  • Среда разработки мира – web-приложение Builder + собственный SDK (язык программирования TypeScript).
  • Комиссия за размещение контента. На данный момент в ходе голосования сообщества размещение одежды, скинов – 150 $ в эквиваленте внутриигровой валюты MANA за единицу контента (а мы-то еще помним стоимость в 500 $). Официально такая стоимость обусловлена тем, чтобы «удерживать пользователей от публикации чрезмерного количества носимых устройств в попытке «спамить» рынок носимых устройств». Также оргкомитет предупреждает, что плата за публикацию не возвращается, если коллекция будет отклонена.
Непрерывно продолжают обновляться старые и появляться новые площадки метавселенных. Что-то закрывается, что-то открывается. Всегда ориентируйтесь на задачи бизнеса, функционал и целевую аудиторию.
Ситуация с метаверсами по данным Metaversed Consulting Company

САММАРИ, ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ FASHION БРЕНДУ В МЕТАВСЕЛЕННЫХ

  • Цифровой шоурум, выставка.

    Постоянная инсталляция.
  • Презентация продукта, показ.

    Pop-up мероприятие, ограниченное по времени действия.
  • Игры.

    Не только развлекают, но и помогают мягко донести принципы и ценности вашего бренда. Взаимопомощь, ответственность, веселое времяпрепровождение, расслабление и умиротворение – ориентируясь на опыт гейминдустрии в сценарий игры можно заложить разные смыслы.
  • Проведение акций.

    Промокод или скидка, добытые в честных сражениях с квестом, всегда более желанные, чем если бы вы просто разместили их в соцсетях.
  • Мероприятия, в том числе, цифровые версии физических.

    Можно разработать свои цифровые номинации.
  • Продажа цифровой одежды.

    Можно создавать цифровые аналоги физической коллекции или разработать необычный контент исключительно для метаверса. По данным J.P. Morgan за год пользователи приобрели виртуальных товаров на $54 млрд. К тому же при продаже цифровых товаров не надо думать про логистику, работая со всем миром.
  • Формирование комьюнити и социального взаимодействия.

  • Съемка контента.

    Вместо классического создания CG-анимации можно записывать видео из своего мира, делать снимки на локации, рассказывать что-либо от лица настроенного аватара бренда.
  • Трансляции.

    Метавселенные позволяют стримить контент, например, на ваш канал Youtube.
  • UGC.

    В инструментах метавселенных для пользователей есть опции записи видео, съемки селфи, чем пользователи активно делятся в соцсетях согласно исследовательскому отчету Deloitte Research.
  • Реклама на цифровых локациях.

    Например, в Decentraland можно размещать рекламу на доступных локациях через сервис, в Roblox такая функция в бета-тесте.
  • Партнерство.

    Можно заколлабиться с брендом, взаимодействие с которым в физическом мире было бы затруднительно.

БЛОГ О DIGITAL